ИОВ И ПРОТЕСТАЦИЯ

ИОВ И ПРОТЕСТАЦИЯ

размещено в: История | 0

Иов (Борецкий) († 2.03.1631, Киев), митр. Киевский. По происхождению из мелкой шляхты, род. в с. Борче (Бурче, ныне с. Бирче Городоцкого р-на Львовской обл.), называл себя воспитанником Львовского братства. В 1604 г. стал учителем братской школы с обязательством преподавать лат. и греч. языки. В 1605 г. типография в Святой Троицы монастыре в с. Дермань напечатала выполненный Борецким перевод послания Александрийского патриарха Мелетия I Пигаса. В том же году 2 июня Борецкий вступил в Виленское братство. Некоторые исследователи приписывают Борецкому авторство антиуниатского полемического трактата «Пересторога» (1605-1606), но эта точка зрения не получила общего признания. С 1611 г. Борецкий упоминается как священник ц. Воскресения Христова в Киеве. После основания Киевского братства и школы при нем стал ректором братской школы, в 1617 г. приобрел в Львове для школы грамматику греч. языка. Возможно, преподавал не только языки и свободные искусства, но и богословие. В предисловии к напечатанному в типографии Киево-Печерского монастыря в 1619 г. «Анфологиону» (в переводе которого с греч. языка принял участие Борецкий), он охарактеризован как «учитель… благочестия и достоверен в Божественных писаниях» (Голубев. 1883. Т. 1. С. 393). Борецкий принял монашеский постриг с именем Иов в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила мужском монастыре. После смерти 22 дек. 1618 г. настоятеля Златоверхого монастыря Иоасафа (Мировского) братия выбрала И. игуменом.

К 1620 г. у правосл. населения белорус. и укр. земель Речи Посполитой накопилось недовольство религиозной  политикой власти, которая препятствовала восстановлению православной иерархии после перехода в унию большинства епископов Западнорусской митрополии и подвергала православных гонениям, добиваясь их подчинения власти униатского епископата. Таким положением дел было недовольно не только православное духовенство, но и православные шляхта, мещане, казачество. Когда весной 1620 г. Киев посетил Иерусалимский патриарх Феофан IV, православные воспользовались его приездом, чтобы поднять вопрос о восстановлении иерархии. На большом съезде в Киеве, собравшемся на праздник Успения Пресвятой Богородицы, духовные и светские участники просили патриарха поставить для них митрополита и епископов. Вероятно, Иов тогда был назван как кандидат на Киевскую митрополичью кафедру. После того как Запорожское войско взяло патриарха под свою защиту, он согласился исполнить просьбу. Иов был поставлен Киевским митрополитом 9 окт. 1620 г. в ц. Богоявления Киевского братства. Тогда же, в кон. 1620 — нач. 1621 г., были поставлены правосл. епископы и в др. епархии Киевской митрополии. С этого времени одной из главных забот православных стало не только сохранение церковной иерархии, но и признание ее государственной властью.

Положение новопоставленных иерархов было тяжелым. Они были рукоположены не только без санкции, но и против воли властей Речи Посполитой, поддерживавших униатскую Церковь и считавших униатских епископов единственными законными архипастырями. Православные архиереи не могли рассчитывать на получение земель и доходов, традиционно связанных с соответствующими кафедрами, поскольку и то, и другое находилось в руках униатов. После поставления на митрополичий стол Иов продолжал жить в Михайловском Златоверхом монастыре. В первые месяцы 1621 г. король Сигизмунд III Ваза разослал универсалы, в которых обвинял Иова и других православных иерархов в том, что они вступили в сговор с подданными султана, врага христианской веры, и вопреки воле короля приняли посвящение у самозванца и шпиона султана, а теперь побуждают казаков и других людей к неповиновению. Король предписывал арестовывать епископов и заключать в тюрьму. Православные архиереи не могли находиться в своих епархиях и ушли в Киев под защиту войска Запорожского. Как писал позднее Иов, епископы были вынуждены находиться в Киеве, укрываясь «под криле христолюбивого воинства черкаских молодцов» (Воссоединение Украины с Россией. 1953. Т. 1. № 22. С. 47). В это время Польско-Литовское государство вело тяжелую войну с Османской империей и нуждалось в поддержке казачества, поэтому оно не могло и пытаться арестовать православных иерархов в Киеве, тем более что уже в марте 1621 г. казацкий гетман Яков Бородавка заявил, что казацкое войско окажет помощь Речи Посполитой, если будет признана законность поставления православных епископов.

28 апреля 1621 г. православные архиереи публично выступили против действий власти с протестацией, написанной Иовом. Митрополит доказывал, что патриарх Феофан, с которым власти Речи Посполитой поддерживали офиц. отношения, не был ни самозванцем, ни шпионом, и поставленные им епископы не являются ни шпионами, ни бунтовщиками, а добрыми гражданами своей страны. Развивая некоторые высказывания полемистов конца XVI в., Иов показал, что поставлением епископов русский народ в Речи Посполитой лишь реализовал то право, которым он пользовался исстари — право свободно исповедовать свою веру. Таким правом пользуются «пришельцы» в этой стране — евреи, армяне, караимы. Еще в большей степени такое право принадлежит коренным жителям страны — «дедичам», поскольку, когда русские земли не войной, а «пактами» были присоединены к Польскому королевству, короли присягами обязались сохранить в неприкосновенности религию местного населения. Эти утверждения не только были широко использованы в правосл. полемической литературе, но и оказали влияние на идеологию нарождавшегося освободительного движения, рассматривавшего политику польской власти на восточнославянских землях как нарушение договорных отношений между ней и русским народом. Конечно, при поставлении православных архиереев права короля были нарушены, но сделано это было во имя исполнения высоких обязательств перед Богом и перед народом. Иов резко порицал гонения на православных и, обращаясь к пастве, призвал стойко переносить преследования и быть готовыми к мученичеству за веру. Протестация содержала характеристику казаков как наследников воинов Киевской Руси, храбрых и благочестивых людей, защищающих христианский мир от экспансии ислама.

Двумя неделями позднее Иов внес в киевские городские книги от имени епископов и духовенства протест против преследований православных в разных городах Речи Посполитой по инициативе униатского епископата. Нарисовав яркую картину повсеместных гонений, Иов предупреждал, что, если эти преследования приведут к народным волнениям, ответственность за них должны нести инициаторы преследований. Тогда же, в апр. 1621 г., Иов обратился к гетману К. Радзивиллу, одному из лидеров литовских протестантов, призывая его выступить в защиту православных. В сложившихся обстоятельствах власть оказалась вынужденной пойти на уступки. В мае 1621 г. католический Гнезненский архиепископ сообщил гетману Бородавке, что король не настаивает на выполнении своих распоряжений и ждет «покаяния» от епископов, поставленных без его санкции.

В 20-х числах мая 1621 г. в Киеве под руководством Иова собрался большой съезд «духовенства и людей греческой религии». Позднее в Житомире Иов встречался с шляхтой Киевского воеводства, собравшейся здесь на предсеймовый сеймик. 15 июня Иов вместе с Владимиро-Волынским еп. Иосифом (Курцевичем) принял участие в казацкой раде в урочище Сухая Дубрава. Вместе с митрополитом на раду прибыло несколько сотен православных священников и монахов. На раде Иов говорил о гонениях на православных, читал письма из Вильно с описанием случаев преследований. Было принято решение защищать свою веру и направить на сейм посольство с участием еп. Иосифа, чтобы добиваться признания законности поставления православных иерархов. Одновременно Иов и епископ Иосиф обещали присутствовавшему на раде королевскому посланцу содействовать выступлению казаков против турок.

В обращении к королю, близком по содержанию к протестации Иов и, вероятно, написанном митрополитом, вновь опровергались обвинения против православных архиереев, резко порицались униатские епископы — организаторы преследований, содержались требования отмены данных униатам универсалов и выдачи православным иерархам королевских грамот. Переговоры короля с послами проходили в июле 1621 г. У границ Речи Посполитой стояло огромное османское войско, поэтому послы были приняты любезно. Король оказал «ласку» епископу Иосифу, «узнал его невинность», обещал свою «ласку» и другим епископам, если они к нему обратятся. При этом универсалы не были отменены, их действие было только приостановлено, никаких грамот от Сигизмунда III православные иерархи не получили.

В условиях временного прекращения преследований Иова вместе с другими епископами мог принять первые меры для организации церковной жизни. Осенью 1621 г. в Киеве был созван Собор, решения которого предусматривали необходимость ставить в священники достойных людей, не взимая с них платы, основывать в городах школы и братства, укрепить связи с Афоном и направлять туда благочестивых людей как в школу духовную, печатать книги в защиту Православия после их предварительного одобрения «богомудрыми мужами». Решения предусматривали также регулярный созыв Соборов, на которых епископы должны утверждать меры для собственного исправления, заботиться об устройстве жизни духовных лиц и мирян. В этих решениях, принятых под руководством Иова, намечались контуры программы преобразований, которую оказалась неспособной осуществить православная иерархия в начале 90-х гг. XVI в. и которая получила свое воплощение и развитие в годы правления Киевского митрополита св. Петра (Могилы). Для положения, сложившегося в православном обществе к началу 20-х гг. XVII в., следует признать характерным решение Собора о том, что архиереи не должны гневаться на напоминания и предостережения младших и низших по степени. В решениях также указывалось, что епископы должны подготавливать и себя, и паству к мученичеству за веру вплоть до смерти.

15 дек. 1621 г. Иов обратился с окружным посланием к православным Киевской митрополии. В нем содержались резкие высказывания против униатских епископов, которые, претендуя на роль пастырей и учителей русского народа, подвергают православных несправедливым гонениям. Одновременно в послании говорилось, что теперь православные имеют своих законных пастырей и могут обращаться к «своему власному святителю… до богоспасаемого места Киева, второго Иерусалима».

Письма Иова начала 20-х гг. владельцу Слуцкого княжества К. Радзивиллу содержат свидетельства усилий, предпринимавшихся для осуществления намеченной на Соборе программы. Так, митрополит поручил Андрею Мужиловскому, священнику ц. Спаса в Слуцке, надзор за соблюдением «церковного порядка» приходскими священниками в Слуцком княжестве. Одновременно Иов просил магната оказать материальную поддержку православным учителям («магистрам») и даже прислать учителя, чтобы приложить все силы для исцеления главного недуга церковной жизни — необразованности приходских священников. Сохранился и ряд других свидетельств о деятельности Иова по улучшению церковной жизни: он рассылал грамоты с назиданиями, ставил священников в епархии. Влияние митрополичьей кафедры уже в начале 20-х гг. распространялось достаточно широко: в Киев для «намов духовных» ездили и проповедник Виленского братства Иосиф (Бобрикович), и игумен Варлаам из стародубского монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1622 — начале  1623 г. Иов стремился укрепить связи со своей главной опорой — Запорожским войском. О тесных контактах Иова с гетманом П. Сагайдачным говорит тот факт, что, когда гетман в апреле 1622 г. умер, Иов по завещанию стал одним из его душеприказчиков. Иов рекомендовал нового гетмана Олифера Голуба в сентябре 1622 г. К. Радзивиллу, прося последнего о покровительстве Запорожскому войску. Преемник Голуба Богдан Конша в начале 1623 г. обратился к собравшемуся в это время сейму с уже традиции требованием признания православной иерархии.

Созыву сейма предшествовала агитационная кампания, организованная при активном участии Иова. К участникам сейма было обращено сочинение Иова «Justificatia niewinności» (Подтверждение невинности), скрепленное подписями митрополита и епископов. В этом сочинении, развивавшем аргументы протестации, еще более подробно и обстоятельно опровергались обвинения по адресу Иерусалимского патриарха Феофана и доказывалось, что право свободно исповедовать свою веру составляет часть «вольностей» русского народа, которому принадлежат в Речи Посполитой «равные права с народами польским и литовским». Митрополит и епископы заявляли, что не посягают на королевское право патроната и готовы уступить свои должности более достойным, которых представят королю для посвящения. Иной характер носила написанная Иовом «Supplicatia» (Покорнейшая просьба), представлявшая собой обращение православной шляхты к сенаторам. В документе после подробного описания гонений на православных следовало обращение к сенаторам с призывом, чтобы они, как стражи законов, приняли меры для прекращения гонений и «успокоения греческой религии».

К тому времени, когда был созван сейм, руководящим кругам Речи Посполитой стало ясно, что устранить силой православную иерархию не удастся. В этих условиях они с пониманием отнеслись к инициативе униатского епископата, предложившего созвать Собор для «примирения» православных и униатов. Иову и архиепископу Мелетию (Смотрицкому) была послана грамота, гарантировавшая безопасность во время работы сейма, но в ней Иов не был назван митрополитом, а Мелетий — архиепископом. Направленное на сейм казацкое посольство требовало признания православной иерархии и возвращения православным епископам их храмов и имений. В инструкции послам говорилось о выдаче королевского привилея Киевскому братству и о необходимости создания в Киеве школы «для наук и обучения». В этих требованиях отразилось влияние Иова…

 

Продолжение: http://www.pravenc.ru/text/578176.html