Николай, старший сын Императора Александра III, родился в Царском Селе 6 мая (19 мая) 1868 года.

Александр III был царь-«домосед», то есть любящий свой дом, семью и особо своих детей, строго следящий за их воспитанием и обучением. Передавая их в руки учителей и наставников, он давал им такую твердую установку: «Ни я, ни Мария Федоровна не желаем делать из них оранжерейных цветов… Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей  строгости законов, не поощряйте лени в особенности. (…) Мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные русские дети. Подерутся – пожалуйста. Но доносчику – первый кнут. Это – самое мое первое требование».  

Домашние занятия велись по программам гимназического курса… Особое внимание уделялось изучению  политической истории, русской литературы, минералогии, ботаники, зоологии, анатомии, физиологии; французского, немецкого и английского языков, блестящим знанием которых Николай Александрович обычно поражал собеседников.

Затем к этой программе прибавились военное дело, юридические и экономические науки, причем в несколько расширенном аспекте, с учетом обучения будущего государственного деятеля – Наследника престола.

Чтобы будущий Император хорошо ознакомился на практике с войсковым бытом и особенностями строевой службы, по приказу отца, Александра III, Николай был направлен на военные сборы. Первые два года он служил младшим офицером Преображенского полка, в летнее время он проходил службу в рядах кавалерийского Гусарского полка эскадронным командиром, и, наконец, еще год в рядах артиллерии.

Одновременно отец учил его искусству управления страной, объясняя задачи и цели действия тех или иных государственных учреждений, их значение и систему взаимоподчинения. Для практического понимания процесса приглашал своего Наследника участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета Министров.

В программу образования будущего Императора входили также и многочисленные поездки по различным губерниям страны, которые он совершал вместе с отцом.

Отец приучал своих детей спать на простых солдатских койках с жесткими подушками, утром обливаться холодной водой. На завтрак есть простую кашу.  

Александр III на собственном опыте знал, как тяжело и непросто Цесаревичу взят на себя всю ответственность государственной власти.

Александр III принял престол в слезах, после виденной и пережитой трагической смерти своего отца, который умирал у него на глазах, в страшных муках, искалеченный разрывным снарядом, брошенным народовольцем Игнатием Гриневицким. Эта смерть предельно обнажила жертвенный смысл царского служения.

В этот же день 1 марта 1881 года Александр III высочайшим манифестом объявил Николая II Александровича Наследником престола Всероссийского, на следующий день юный наследник был назначен Атаманом всех казачьих войск. Эти трудные дни оставили глубокий след в душе двенадцатилетнего Цесаревича, дав ему серьезный урок самообладания и мужества.

С самого начала правления Александр III запретил конвоировать свой экипаж: «Мера лишняя, ни к чему не ведущая». В первом же выступлении после восшествия на престол сказал: «Глас Божий повелевает нам стать бодро на дело правления, в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину самодержавной власти,  которую мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на нее поползновений».

Александр III сосредоточил все внимание на делах внутригосударственных. Он последовательно внедрял в жизнь те реформы, которые начал его отец, значительно укрепил армию и флот и со стоической выдержкой и спокойствием удерживался от войн и конфликтов, в которые пытались втянуть Россию иностранные державы. За это народ и стал величать его Александром Миротворцем, достойным потомком Александра II Освободителя, Александра I Благословенного. Благодаря плодотворной деятельности этих замечательных Государей Цесаревич Николай был наследником самой большой и мощной империи мира.

В знак завершения образования Цесаревич Николай был отправлен отцом в …большое, весьма познавательное путешествие из Европы в Азию. Во время этого путешествия 29 апреля в городе Оцу в Японии произошло покушение, – фанатически настроенный полицейский (по некоторым сведениями самурай) Ва-Цу ударил шашкой Цесаревича по голове. Удар стал бы смертельным, если бы путешествующий вместе с Цесаревичем принц Греции Георг с ловкостью профессионального военного не отбил удар шашки бамбуковой тростью. Впрочем, крови было много, а следы ранения остались на голове наследника на всю жизнь, как и тяжелые головные боли – память о Стране восходящего солнца.

К двадцати трем годам своей жизни Николай II получил два высших образования, блестяще окончив Оксвордский университет и Военную академию, свободно владел многими иностранными языками – английским, французским, немецким, датским и польским. В своих воспоминаниях Великий князь Александр Михайлович писал: «Будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксвордского профессора, который принял бы его по знанию английского языка за настоящего англичанина. Точно также знал Николай Александрович французский и немецкий языки».

Поскольку Николай был наследником престола, его воспитывали с повышенным старанием и добросовестностью, чтобы он глубоко и серьезно понимал свой долг перед страной, перед народом и перед Богом.

Он взошел на престол с глубоким пониманием своей миссии. С этого момент его личная жизнь кончилась. Он всецело посвятил себя служению стране. Конечно, он посещал и театры, и балы, и приемы, но не как развлечения, а по служебным обязанностям, то есть олицетворяя присутствие высшего должностного лица, высочайшей власти.

Он умело подавлял в себе свойственную юности робость, застенчивость и вспышки гнева, сохраняя выдержку и ровность духа. Этими душевными качествами Николая II восторгались даже враги.

Второй чертой Государя было большое человеколюбие, такт, терпимость… Одновременно с этим он очень хорошо разбирался в людях и быстро, спокойно отстранял от должности неполезных для государства и неспособных справиться со своими государственными обязанностями людей.

 

из книги Альфреда Мирека

«Император Николай II и судьба православной России»