Царский повар Иван Михайлович Харитонов

Царский повар Иван Михайлович Харитонов

размещено в: НОВЫЕ СТАТЬИ, Библиотека | 0

Мария Тоболова


ЦАРСКИЙ ПОВАР ИВАН МИХАЙЛОВИЧ ХАРИТОНОВ

1870 – 1918

В каком звании кто призван, братия, в том и оставайся пред Богом (1Кор. 7,24)

 

     Иван Михайлович родился в 1870 году в Петербурге, в семье Михаила Харитоновича Харитонова, чиновника Министерства Императорского двора, награжденного за заслуги орденом Святого Владимира и получившего личное дворянство. К концу службы он был произведен в титулярные советники, что дало ему право на получение пенсии в 1600 рублей в год.

     В 1882 году 12-ти летний  Иван по ходатайству отца поступил на дворцовую кухню «поваренным  учеником второго разряда»  и спустя 8 лет был зачислен поваром первого разряда. В 1891 году его поварская карьера была прервана необходимостью отдать воинский долг Отечеству, и в течение четырех лет он служил на Императорском флоте, а затем   вернулся к Высочайшему Двору на прежнюю должность.  Был послан в Париж для повышения профессионального мастерства, где обучался в одной из лучших кулинарных школ и получил специальность «суповика». В 1911 году он уже числился  Старшим поваром императорской кухни. Харитонов имел звание почетного потомственного гражданина, был награжден многими орденами и медалями. В материалах следственного производства о Харитонове написано: «Был при них (Царской Семье) повар. Ему было лет сорок, он был низенький, худощавый, несколько плешивый. Волосы на голове были черного цвета, усы маленькие, черные, бороду брил…». Он был честным человеком, никогда не изменявшим своим убеждениям.

     Талантливый повар, Иван Михайлович творчески подходил к своей профессии и из обычных продуктов приготовлял изумительно вкусные блюда. Например, ему принадлежит изобретение супа-пюре из свежих огурцов, который подавался к столу в ноябре. Главный повар в совершенстве знал всю православную кухню с ее постными днями и праздничными трапезами. Он обычно сопровождал Государя в Ставку и на фронт, был с Ним в заграничных поездках и знал  национальные кулинарные традиции разных стран. Он  посетил Францию,   Германию, Великобританию,  Италию, Данию и другие страны, в которых поражал иностранных гостей своим искусством, а потому Болгария наградила его орденом «За заслуги», Франция и Италия – золотыми медалями, Пруссия – Почетным крестом.

     В 1896 году Иван Михайлович  женился на  Евгении Андреевне Тур. Жена происходила  из обрусевшего немецкого рода; родила ему шестерых детей – трех сыновей и трех дочерей. Всё большое семейство проживало в квартире ведомственного дома. Летом снимали дачу в Петергофе или в селе Знаменка. Позже Иван Харитонов отстроил собственный дом в Тайцах. Старший сын, Петр, увлекся революционными идеями и ушел к красным, у которых служил по медицинской части. К концу жизни он пересмотрел свои взгляды. Сын Харитонов Михаил Иванович – директор Ачисайского полиметаллического комбината, лауреат Ленинской премии (1965г.). Внук Харитонова Валентин Михайлович Мультатули, филолог и театровед. Присутствовал в Петропавловской крепости  на захоронении останков Царской Семьи и ее верных слуг. Правнук И.М. Харитонова, кандидат исторических наук Петр Валентинович Мультатули – автор работ о Николае II и очерка о его прадеде.

     До конца жизни Иван Михайлович Харитонов добровольно оставался с Царской Семьей. После Февральского переворота  он мог уволиться, но  разделил со своими хозяевами их заточение сначала в Царском Селе, а затем вслед за Николаем II он отправился в Тобольск  со своим семейством, где  жил на съемной квартире. Николай II и Александра Федоровна  оценили личную преданность своего повара. На Рождество 1918 года Государь преподнес Ивану Михайловичу золотые часы, а Государыня подарила его супруге Евангелие в коричневом кожаном переплете, на форзаце которого была надпись: «Харитоновой с семьей. Александра». По свидетельству Валентина Михайловича Мультатули,  не было дня, чтобы его бабушка не брала в руки это Евангелие. К сожалению, Евангелие  было утрачено семьей во время попадания снаряда в их дом в блокадном Ленинграде.

    Сначала  продуктов в «Доме свободы» было достаточно, и Государь хвалил главного повара: «Хорошо меня кормишь, Иван, совсем, как в Царском». Но вскоре Временное правительство, а затем большевики урезали снабжение Семьи, и  Ивану Михайловичу становилось всё труднее исполнять свои обязанности: он упрашивал богатых горожан и купцов дать взаймы продукты для Царской Семьи. Находились и такие люди, которые отказывались помочь Государю и Его Семье в тяжелое для них время. Простые же люди несли бывшему монарху всё, чем могли поделиться: хлеб, молоко, яйца и мясо. «Щи кислые, жареный поросенок с рисом, борщ, макароны, картофель, котлеты рисовые, хлеб» — вот меню Императора в те дни.

     После отъезда Царской Четы в Екатеринбург Дети грустили и плакали. У Ивана Михайловича была одна возможность их порадовать – накормить повкуснее. На Пасху он приготовил настоящий пасхальный стол. Он часто утешал их в грустные минуты.

   Вместе с Царскими Детьми, оставив семью в Тобольске,  в мае 1918 года он уехал в Екатеринбург. На пристани он в последний раз простился  с любимой супругой и дочерью  и на пароходе «Русь» отбыл в Екатеринбург. А.А. Волков предложил Харитонову оставить семье золотые часы, на что Иван Михайлович сказал, что не будет их  расстраивать заранее: «Если вернусь – так с часами».

     Через несколько дней после приезда в ДОН И.М. Харитонов и  А.Е.Трупп в своей комнате на шкафу обнаружили восемь заряженных ручных гранат. Но, благодаря их бдительности,  провокация А.Д.Авдеева, коменданта ДОНа, провалилась.

     В доме Ипатьева Харитонов первым делом отремонтировал дымившую печь, и Царская Семья, наконец, распрощалась с едой из советской столовой. До его приезда пища была такой скверной, что Императрица питалась одними макаронами. О первом обеде, приготовленном Харитоновым, в своих дневниках написали и Государь, и Государыня. Главный повар очень старался приготовить из скудных припасов достойный обед. 29 мая, в день рождения Татьяны Николаевны, он порадовал именинницу, подав на стол макаронный пирог и  компот из сухофруктов. Великие Княжны помогали повару печь хлеб и приготовлять другие блюда.  18(4 июня) Николай II сделал в дневнике запись: «Харитонов готовит нам еду… Дочери учатся у него готовить и по вечерам месят муку, а по утрам пекут хлеб! Недурно!»

     Улучшилось питание Семьи, когда из монастыря стали присылать продукты, хотя основная их часть доставалась охранникам. Сменивший Авдеева на посту коменданта Я.М. Юровский запретил монахиням приносить продукты, кроме молока.

     Оставшимся с Царской Семьей слугам и врачу Боткину неоднократно предлагали покинуть ее, сохранив, таким образом, жизнь и свободу. Однако  Боткин, повар Харитонов, горничная Анна Демидова и лакей Трупп неизменно отвечали, что навсегда связали  свою судьбу с  Государем. Иван Михайлович Харитонов разделил трагическую участь Царской Семьи: вместе с ней он был расстрелян большевиками и другими верными слугами в ночь с 16 на 17 июля.

     Все жертвы екатеринбургского убийства Архиерейским Собором РПЦЗ были канонизированы в 1981 году. В семье Валентина Михайловича Мультатули всегда глубоко чтили память последнего Императора и погибшего с ним Ивана Михайловича. «Я считаю, что дед совершил личный, человеческий подвиг, — говорит Валентин Михайлович. – А Государь с достоинством принял крест за всю Россию, показав пример нравственного, духовного подвига».

   Жизнь И.М. Харитонова – символ верности Царю, Отечеству и своей профессии. Вечная память Ивану Харитонову!