День Святой Троицы. Пятидесятница

День Святой Троицы. Пятидесятница

размещено в: Праздничные даты Православия | 0

История Троицы

Подобно празднику Пасхи, празднование Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) уходит корнями в ветхозаветные времена.
Название Пятидесятницы праздник имеет не только потому, что его отмечают на 50-й от Пасхи день, но также потому, что Сошествие Святого Духа на апостолов произошло в день ветхозаветного праздника Пятидесятницы, посвящённого дарованию еврейскому народу пророком Моисеем Закона Божьего при горе Синай, тогда же им было основано ветхозаветное священство. Он праздновался в 50-й день после иудейской Пасхи (Песаха) и приходился на конец жатвы и сбора плодов, которые люди приносили в качестве жертвы в храм.
И в этот же день почти 2000 лет назад все 12 апостолов (вместо Иуды 12-м апостолом был избран Матфий), мать Иисуса – Дева Мария и другие люди собрались в одном из домов в Иерусалиме на горе Сион. В горнице этого дома Христос два раза являлся ученикам после Своего Воскресения. Все это время Его ученики непрестанно жили ощущением праздника. На протяжении еще сорока дней Он являлся им по одному и собранным вместе. Его последнее явление им на Елеонской горе, находящейся поблизости от Иерусалима, искупило все муки, всю тяжесть страшных дней, когда Он был предан на распятие. Его благословение всем им было и знаком прощения, и обещанием помощи в деле благовествования. И там же через 50 дней после Воскресения Спасителя и спустя 10 дней после Его Вознесения на небеса на апостолов и Деву Марию снизошёл Святой Дух.
Апостолы не расходились по своим домам, каждый день собираясь в той самой Сионской горнице. Потому что Христос просил их не покидать город, ожидая крещения Святым Духом. Ученики не знали, что это означает, но верили, что все будет по слову Господню. И вот, наконец, свершилось: в доме на горе Сион Бог предстал им в своей третьей ипостаси, и этот день с тех пор посвящён Святой Троице.

Около девяти часов утра, когда люди обычно собирались в храм для молитвы и жертвоприношения, неожиданно над Сионской горницей возник шум, словно от порывов очень сильного ветра. Этот шум наполнил дом, и над головами апостолов появились огненные языки, их было множество, и они начали опускаться на каждого из них. Огонь этих необыкновенных языков светил, но не обжигал. Но еще более чудесными были духовные свойства, которые передавали они апостолам.
Апостолы заговорили на неведомых им доселе языках, и люди сначала приняли их за пьяных из-за громких восклицаний и непонятных слов. Но апостол Пётр вышел к ним и сказал, что свершившееся было предсказано еще пророком Иоилем, бывший рыбак, прежде не владевший словом, обратил к людям первую свою открытую проповедь. Он свидетельствовал и об исполнении древних пророчеств, и о Воскресении Христа. Слово-дух, слово-благодать, исходившее из уст Петра, обратило тысячи жителей Иерусалима к покаянию в совершенном злодеянии – убийстве Мессии. Люди приняли из рук апостолов святое крещение, и новая Церковь выросла в тот день до 3-х тысяч человек.
В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а также днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

Богослужение

День Святой Троицы — это один из самых красивых праздников. Вечером накануне Троицы проводится богослужение, на котором звучат три паремии. В первой паремии рассказывается о том, что на протяжении истории Дух Божий неоднократно снисходил на праведных людей, на пророков. Об этом можно найти свидетельства в Библии. В двух других паремиях говорится о сошествии Святого Духа на апостолов и о чудесах, которые сопровождали это явление.
В День Святой Троицы звучат особые праздничные песнопения. Торжественная служба проходит по особому праздничному чину. В этот праздник в церквях сразу после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия (молитва коленопреклоненная после сугубой ектении). Святая Церковь молится о даровании благодати Духа Святого всем присутствующим, а также прежде усопшим отцам и братиям нашим и прочим сродникам по плоти, чтобы и они устроились быть участниками Царства Славы в стране живых… «зане ни един есть чист пред Богом от скверн, ниже аще един день живота его есть» (молитва коленопреклоненная после «Сподоби, Господи, в вечер сей»).
Храмы в Троицын день украшаются зелеными ветвями, пол устилается зеленью, а священники облачаются в символичные изумрудные одеяния.
Православные христиане в этот день украшают и дома зелеными веточками березы, цветами. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получал скрижали закона. Сионская горница, где на апостолов сошел Святой Дух, в то время, по общему обычаю, тоже была украшена ветвями деревьев и цветами.
В праздник Троицы вспоминают и явление Аврааму Троицы в Мамврийской дубраве, поэтому украшенный зеленью храм напоминает и ту дубраву. А еще цветущие ветви напоминают нам о том, что под действием благодати Божией человеческие души расцветают плодами добродетелей.
День Святой Троицы символизирует рождение, начало. Речь идет о рождении Церкви. Ведь та скромная и простая горница на Сионе стала первой Церковью. В ней произошло первое Крещение и явились многие чудеса. Исполнилось древнее пророчество: «От Сиона изыдет закон и слово Господне из Иерусалима».

Особенности празднования Дня Святой Троицы на Руси

Пятидесятница всегда выпадает на то замечательное время года, когда природа щедро дарит ароматные травы и благоухающие цветы. К Троицыному дню всё распускается, после долгой зимы природа наполнена новой жизнью, силой и свежестью. Зеленые листочки еще не успевают покрыться дорожной пылью и оживляют молодые веточки деревьев. Ими украшают церкви и жилища, демонстрируя тем самым расцвет души человека и обновление людей. Полы храмов на Троицу устилают травой, церкви украшаются свежими цветами, зелёными берёзовыми ветвями, священники облачаются в зелёные одежды. В воздухе витает свежий запах травы, цветов и зелени. Это – символ начала, обновления, символ роста и становления христианской церкви. Аромат трав смешивается с запахом ладана, создавая праздничное настроение и вызывая радость. А лики святых, окруженные свежей зеленью, выглядят словно живые.
В храмах Троицу отмечают с особым почтением. Это наиболее главный и один из красивейших праздников. Накануне Пятидесятницы отмечают вселенскую родительскую субботу, поминая тех, кого не смогли похоронить согласно христианским обычаям, в том числе утонувших и пропавших без вести. В ночь перед торжеством в церквях проходит ночная служба.
Неделя после Пятидесятницы не имеет поста в среду и пятницу, а сразу после праздника следует важный и тесно связанный с Троицей праздник — День Святого Духа.
Святая Троица — один из самых необычных православных праздников. Он выделяется из других двунадесятых церковных праздников хотя бы тем, что не вспоминает какой-то определенный евангельской истории.
Праздник Троицы необычен еще и тем, что на Руси он установлен не во времена ее Крещения, а спустя три века, в самый расцвет русского Православия — при преподобном Сергии Радонежском.
В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице как Нераздельной осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице как Неслиянной осуждается иго и благословляется свобода. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей ее имени.
Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского (известного более как Рублева), инока-иконописца Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому старцу.