Покушение на К. П. Победоносцева

Покушение на К. П. Победоносцева

размещено в: История | 0

9 / 22 марта   1901 г.

Покушение на К. П. Победоносцева

Константин Петрович Победоносцев – родился 21 мая 1827 г. в семье профессора словесности Московского университета П. В. Победоносцева. По окончании Императорского Училища правоведения (1846) был определен в канцелярию 8-го департамента Сената. Молодой чиновник проявил не только глубокие юридические познания, но и большой литературный талант. Его статьи с начала 1850-х гг. публиковались на страницах умеренно-либерального «Русского Вестника». В те годы Победоносцеву была близка идеология российских либералов. В памфлете «Граф В.Н. Панин. Министр юстиции», опубликованном в герценовских «Голосах из Европы», он жестко критикует систему российского судопроизводства, обличает коррупцию и самоуправство чиновников, выступает поборником гласности и свободы судов. Оригинальное лондонское издание представлено в одном из разделов экспозиции.

 

После защиты в 1859 г. магистерской диссертации «К реформе гражданского делопроизводства», Победоносцев был приглашен на кафедру гражданского права Московского университета, где в течение пяти лет читал лекции. Несомненный интерес представляет показанный на выставке «Курс гражданского права» (1-е изд. СПб, 1868-1880), который на протяжении многих десятилетий считался классическим трудом. «Курс» явился первой самостоятельной и детальной разработкой действующего русского права.

 

Судьбоносным для К. П. Победоносцева оказалось предложение преподавать законоведение членам царской семьи, среди его учеников были будущие императоры Александр III и Николай II. А в 1863 г. ему была оказана честь сопровождать наследника престола Николая Александровича в путешествии по России, результатом чего явилась написанная Победоносцевым книга «Письма о путешествии государя наследника цесаревича по России от Петербурга до Крыма» (на выставке представлено издание 1864 г.). С этих пор государственная служба определяет жизненный путь Константина Петровича.

 

Победоносцев участвует в подготовке судебной реформы 1864 г., этому посвящен специальный раздел экспозиции, а в 1865 г. стал членом консультации при Министерстве юстиции. Его деятельность на этом поприще получила высокую оценку Александра II. К слову сказать, и император Александр III в 80-е гг. во многом находился под религиозно-нравственным влиянием своего наставника. Взгляды Победоносцева эволюционировали в сторону консерватизма. Еще в ходе подготовки судебной реформы, он выступал против «безрассудного заимствования» не свойственных России юридических норм из французского кодекса, позднее выступил с критикой военных реформ Д. А. Милютина. Победоносцев продолжает службу в Сенате, в 1872 г. был назначен членом Государственного совета, а в 1880 г. назначен обер-прокурором Святейшего Синода. Один из томов официального «Отчета обер-прокурора Святейшего Синода по Ведомству православного исповедания» представлен в выставочном разделе «К. П. Победоносцев и церковь».

 

Победоносцев — видный теоретик и практик русского консерватизма, с его именем связана целая историческая эпоха в социально-политической и духовной жизни России. Он был убежденным критиком либерализма и нигилизма, доказывал, что практическое осуществление в России либеральных реформ приведет к неизбежным изменениям во всей государственной системе. Считал, что парламентаризм не может позитивно обновить жизнь российского общества, поскольку сторонниками этой идеи в лучшем случае движет наивный утопизм, а в худшем — стремление к личной выгоде. В своих суждениях К. П. Победоносцев исходил из того, что самодержавная власть – это, прежде всего, огромная личная ответственность монарха перед богом, а ограничителем деспотизма власти, должно быть не народное представительство, а религиозно-нравственные нормы. Именно поэтому он утверждал принципиальную невозможность отделения церкви от государства и государства от церкви. Православная церковь в его понимании была единственно истинной христианской церковью, поэтому он всемерно ратовал за усиление ее роли, выступал за организацию масштабных церковных торжеств, строительство храмов в «русском стиле», способствовал ужесточению репрессий против старообрядцев, баптистов, униатов. Сохранение и защита православной церкви была одной из главных задач более чем двадцатипятилетней деятельности его как обер-прокурора Святейшего Синода.

 

К. П. Победоносцева был уверен, что Россия особая страна со своим особым путем развития, и отрицательно относился к разного рода нововведениям в государственной жизни. Он был твердым и последовательным сторонником монархического строя, и более ревностного чиновника высшего ранга в служении царствующим монархам трудно назвать. К. П. Победоносцев пользовался неизменным доверием трех императоров – Александра II, Александра III, Николая II.

 

Предметом пристального внимания Победоносцева были вопросы просвещения, образования и воспитания. Им было много сделано для того, чтобы принципы православно-русского просвещения получили свое воплощение в государственно-церковной политике в области образования, конкретным осуществлением которой стала система церковно-приходских школ в России. Только за время правления Александра III число таких школ увеличилось более чем в 100 раз.

 

В 1893 и 1901 гг. на К. П. Победоносцева были совершены покушения*. На рубеже XIX-XX вв. влияние Победоносцева ослабело. С критикой его церковной политики выступили многие церковные иерархи – митрополит Антоний (Вадковский), архиепископ Антоний (Храповицкий) и др. Через два дня после издания октябрьского Манифеста 1905 г. К. П. Победоносцев был уволен с постов обер-прокурора Св. Синода и члена Кабинета министров. Вскоре, в марте 1907 г. К. П. Победоносцев скончался в С.-Петербурге.

 

Как это ни покажется удивительным, за малым исключением, сколько-нибудь значительная и обстоятельная литература, посвященная непосредственно Победоносцеву практически отсутствует. Это касается как дореволюционных, так и современных исследований. Существующее положение с изданием и изучением литературного наследия К. П. Победоносцева усугубляется наличием широко укоренившегося представления о крайне консервативном, даже отрицательном характере мышления, которое само по себе не обладает позитивной программой. Исследование жизни и деятельности Победоносцева, которого как почитатели и приверженцы, так и значительная часть его противников одинаково признавали человеком государственного ума, колоссальных знаний, неподкупной честности и изумительного трудолюбия еще ждет своего исследователя.

 

*Покушение на К. П. Победоносцева

Покушение не было неожиданностью для самого Победоносцева, который знал об отношении к нему в обществе. В письме Николаю II, написанному вероятно вскоре после инцидента, он меланхолично упоминает выстрелы «несчастного» Лаговского. А вот как запечатлелись обстоятельства этого покушения в памяти супруги обер-прокурора Екатерины Александровны Энгельгардт: «В окно кабинета К. П., когда он там занимался, влетела пуля. Стрелял Лаговский. К. П. выбежал в переднюю и говорит собравшейся там прислуге: чего вы стали? Стрелять не умеют! Попали в потолок!». Известный исследователь деятельности эсеров К. В. Гусев описывал происшествие более прозаично, без драматических подробностей: «Вслед за выстрелом Карповича эсер Лаговский выпустил четыре пули в окно резиденции обер-прокурора святейшего Синода, главы черносотенной реакции Победоносцева». Неудача Лаговского не обескуражила эсеров, и следующее покушение на обер-прокурора готовилось более обстоятельно. С осени 1901 г., когда начала действовать Боевая организация эсеров, перед ней в качестве основной задачи ЦК поставил убийства министра внутренних дел Д. С. Сипягина и Победоносцева.

Источники:

http://www2001.shpl.ru/shpage.php%3Fmenu=2079.html

https://www.sgu.ru/archive/old.sgu.ru/files/nodes/9850/05.pdf