В книге генерала М.К. Дитерихса находим следующие строки. «К Михаилу Феодоровичу Романову никак нельзя применить определения, что он был “выборный Царь”, так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям “о выборах”, устанавливаемых правилами и тенденциями современных “гражданских идей”… Дебаты на Земском Соборе сосредоточивались не на вопросе “кого избрать”, а на вопросе “кто может быть Царем на Руси” соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе “всея земли”. Понятия эти обнимали собой элементы двух порядков — нравственного и религиозного. К числу первых Земским Собором были отнесены: первое, “Царем на Руси мо­жет быть только рус­ский”; второе, “Царем может быть только родственник послед­ней династии Ивана Калиты”, и третье, “Царем может быть только тот, на ком единогласно сосре­доточатся желания “всея земли”. Элементы второго порядка, в сущности, доминировавшие над всеми выше установленными, определяли божествен­ность взгляда народа на власть: “кого Бог даст”, “кого Бог изберет”. Земские люди 1613 года, собравшись на “обирание” государя, пре­доставляли “избрать” Царя Господу Богу, ожидая проявления этого “избрания” в том, что о Своем Помазаннике Он вложит в сердца “всех человецех… едину мысль и утверждение”».

Единодушным избранием на царство Михаила Феодоровича был завершен подвиг русских людей для спасения своей Родины, и в этом избрании они полностью проявили все лучшие стороны своего великого сердца.