Царская власть была одной из величайших в истории христианства духовных сил. Основным требованием Земского собора 1613 г., избравшего на Царство Михаила Федоровича Романова, было: «чтоб святая и непорочная истинная Православная Христианская вера греческого закона была во всем великом Российском государстве нерушима по-прежнему и сияла б во всю вселенную, яко ж под небесем пресветлое солнце».

«Русскому Царю, — писал Тихомиров Л.А. – дано особое значение, отличающее Его от других властителей мира. Он не только Государь своей страны и Вождь своего народа – Он Богом поставленный блюститель и охранитель Православной Церкви».

Исследователь чина венчания Русских Царей, П.П. Пятницкий писал: «Русские Цари издревле называются Помазанниками Божиими. Самое это название свидетельствует о том, что Цари не есть ставленники народные, но что Сам Бог облекает Их властью на земле и повелевает Им повиноваться, так как все помыслы и стремления Царя всегда направлены ко благу Его народа».

Архиепископ Аверкий (Таушев) утверждал: «Помазанник Божий получает в совершенном над Ним Церковью Таинстве Миропомазания особые благодатные дары, дабы быть «Царем и судиею людям Божиим», как исповедует Он сам в молитве, читаемой Им при священном короновании в храме, пред всеми. Поэтому Он и входит в алтарь Царскими вратами и причащается перед святым престолом наравне с остальными священнослужителями…».

В статье 62 Свода Законов Российской Империи определялось: «Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной».

За богослужением Церковь провозглашала своего Царя – «Благочестивейшим», так как Царь был истинным покровителем и попечителем о всяком церковном благе. «Какое счастье, для верных сынов России: Царь её есть Помазанник Божиий!», — восклицал святитель Арсений (Жадановский).

По учению Святой Церкви, Монарху, в таинстве Миропомазания, преподаются дары Святого Духа, «отъемлющие тьму от сердца Царя, и приобретается способность проникать в глубочайшие тайны веры, давая Ему благодать духовной силы и мужества бороться с врагами  спасения, и побеждать их».

Блаж. Симеон, архиепископ Фессалоникийский, так пишет о таинстве Царского Миропомазания: «Запечатлеваясь св. миром, печатью и помазанием Сущаго Царя всех, Царь облекается силою, поставляется в образ Его на земле, и приемлет сообщаемую благоуханным миром благодать Святаго Духа, утверждающую Верховных правителей».

Царь — это одна из исторических святынь русского народа, составляющих тройственный союз сокровищ Святой Руси – Веры, Царя и Отечества. Основные законы Российской Империи, провозглашали Верховную Царскую власть – священной.

«Особа Государя Императора священна и неприкосновенна» (ст. 5,  Свод законов Российской Империи).

Богоучрежденность Царской власти и таинственное сообщение Помазанникам Божьим полноты благодатных даров Святого Духа, делает лицо Царево неприкосновенною святынею: «не прикасайтесь к помазанникам Моим и не лукавьте пред ними» (Пс.104,15). «Касающийся их – касается зеницы ока Господня» (Захар.2,8). Эпитет же «священный» выражает суть Царской власти. Он свидетельствует прежде всего о богоустановленности Царской власти и указывает на нравственную высоту Царского служения. Величие Царского сана состоит в том, что его Носитель принимает на Себя особый духовно-нравственный подвиг самоотречения, наподобие монашеского. Власть Православного Царя – это власть подвижника Церкви, власть, немыслимая без смирения, самоотречения и жертвенного подвига всей Его жизни.

Задача Царя — быть выразителем Воли Божией, носителем и хранителем общехристианского идеала земной жизни. «Соответственно сему, — писал князь Николай Жевахов, — и задачи Русского Царя, выходя далеко за пределы России, обнимали собою весь мир. Русский Царь устанавливал мировое равновесие в отношениях между народами обоих полушарий. Он был защитником слабых и угнетенных, объединял Своим верховным авторитетом разноплеменные народы, стоял на страже Христианской цивилизации и культуры, был тем «держащим», на Которого указывал Апостол Павел в своем 2-м Послании к Фессалоникойцам, говоря: «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят из среды удерживающий теперь»(2Фес.2,7-8). Вот в чем заключалась миссия Русского Православного Самодержавного Царя!».

 

«Император, яко Христианский Государь есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви Святой благочиния» (ст. 64, ,  Свод законов Российской Империи).

 

«…Лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя, живущего на небесах. Как человек по душе своей – образ и подобие Божие, так и христос Господень, Помазанник Божий, по своему царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь первенствует на небесах в Церкви торжествующей, христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей. Тот вверху приготовляет венцы, этот же внизу умножает подвиги, достойные венцов. Тот венчает победивших, этот же для победы устраивает добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, этот поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы не напрасно жили, не без заслуг получили воздаяние. Как Тот положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой Крови Своей, так и этот не щадит души своей за Его, Христову, Святую Церковь, полагает душу свою, тратя здоровье, ставя грудь свою против неприятелей и неся в неурочные часы все военные труды в полках.

Как сан христианского царя – это земной образ и подобие Христа, Царя Небесного, так и власть Христа Господня имеет некое таинственное подобие во власти Христа Господа». Святитель Димитрий Ростовский, «Поучения и слова», Поучение 48

 

Материалы по теме:

http://www.nashaepoha.ru/?page=obj53701&lang=1&id=6368ЦАРЬ — УСТРОЕНИЕ БОЖИЕ!

http://www.nashaepoha.ru/?page=obj53701&lang=1&id=6387  — ПУТЬ ЦАРСКИЙ, Автор:  Архиепископ Курганский и Шадринский Константин (Горянов)