Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

размещено в: Новости, Актуальные статьи | 0

5 февраля 2017 года  Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (переходящее празднование в неделю, ближайшую к 25 января).

Канонизация сонма новомучеников и исповедников Российских во главе со святыми Царственными страстотерпцами Архиерейским Собором РПЦ в августе 2000 года — величайшее деяние нашей Церкви, важнейшая веха в ее истории. Засвидетельствовав свою верность подвигу мучеников, Церковь утвердила духовную связь между нами, пребывающими на этой грешной земле в борении со своими грехами и страстями, и теми, кто уже стяжал венец спасения в жизни будущей, омыв грехи кровью мученичества, между Церковью кающихся и подвизающихся и Церковью торжествующей, Церковью спасенных и святых. Токи духовной преемственности, нисходящие к нам от небывалого в истории сонма наших «свидетелей», ныне торжествующих со Христом, вопреки скверне окружающего нас падшего мира, вселяют в нас смиренную и в то же время дерзновенную надежду. Молясь нашим святым, нам следует всегда помнить: молитвенная связь с теми, к кому мы обращаемся — не какая-то условность, но вечно новая реальность, не устающая потрясать нас своим чудесным нарушением влекущих наш дух долу законов «мира сего».

«Чем же воздала Россия своему чистому сердцем, любящему ее более своей жизни Государю?
Она отплатила Ему клеветой. Он был высокой нравственности — стали говорить об Его порочности. Он любил Россию — стали говорить об измене. Даже люди близкие повторяли эту клевету, пересказывая друг другу слухи и разговоры. Под влиянием злого умысла одних, распущенности других слухи ширились, и начала охладевать любовь к Царю. Потом стали говорить об опасности для России и обсуждать способы освобождения от этой несуществующей опасности и во имя якобы спасения России стали говорить, что надо отстранить Государя. Расчетливая злоба сделала свое дело: она отделила Россию от своего Царя, и в страшную минуту в Пскове Он остался Один… Страшная оставленность Царя… Но не Он оставляет Россию, Россия оставляет Его, любящего Россию больше своей жизни. Видя это и в надежде, что Его самоумаление успокоит и смирит разбушевавшиеся страсти народные, Государь отрекается от престола… Наступило ликование тех, кто хотел низвержения Государя. Остальные молчали. Последовал арест Государя, и дальнейшие события были неизбежны… Государь был убит, Россия молчала… Великий грех — поднять руку на Помазанника Божия… Не остается и малейшая причастность к такому греху неотмщенной. В скорби говорим мы: «Кровь Его на нас и на детях наших». Но будем помнить, что это злодеяние совершено в день св. Андрея Критского, зовущего нас к глубокому покаянию… Но покаяние наше должно быть полное, без всякого самооправдания, без всяких оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого его начала…»

Святитель Иоанн Шанхайский (Максимович)

Решением Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 2000 г. состоялось торжественное прославление Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской, включающего более тысячи имен страдальцев, отдавших свои жизни за веру Христову.

Канонизация святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской несомненно стала величайшим духовным событием в истории нашей Церкви, свидетельствующем о непрекращающемся действии Духа Святого в Церкви Христовой, о единстве во Христе ныне живущих православных христиан со своими святыми предшественниками.В воскресенье, ближайшее к 7 февраля (25 января ст. ст.), — в этом году это 7 февраля, Церковь празднует Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было неисчислимое множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Такого грандиозного подвига мученичества и стояния за веру, как в Русской Церкви XX века не знает история — количество умученных и пострадавших за православную веру в России превосходит все мартирологи прежних веков вместе взятые. Их бесчисленное множество. Наша Церковь не может пока что даже сосчитать их, не может назвать их имена. Но везде, где мы только ищем эти имена, их оказывается великое множество. Воистину можно сказать, что это величайшее чудо нашего века: через две тысячи лет после пришествия Христова, когда почти весь мир ушел от Бога, отпал от веры, именно наша Русская Церковь смогла дать Богу во время лютейших в истории гонений на веру Христову величайший сонм святителей, священномучеников, мучеников, исповедников, преподобномучеников. Имена и дела многих из них — тайна для людей, но все они увенчаны славой Церкви Небесной. Каждого из них знает Бог и каждое имя повествует нам о великом подвиге, который тождествен подвигу мучеников первых веков.

Вместе с Царственными страстотерпцами к лику святых причислено великое множество новомучеников, исповедников, подвижников благочестия. Почитая все это множество, наша Святая Православная Церковь имеет среди них общеизвестные примеры, объявленные исповеднические подвиги, служащие для нас примером для подражания, образцами благочестивой и святой жизни или плодотворной церковной деятельности, которые предшествовали их славной и мученической кончине, их невинному страданию за Христа. Наша Церковь не оставляет свечу под спудом, но ставит ее на подсвечник, чтобы светила всем. Ибо эти люди, спасаясь, много послужили спасению и исправлению других. Они поистине стали светильниками Церкви Христовой.

Результатом деятельности Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года стало решение о причислении к лику общецерковных святых 1097 новомучеников и исповедников Российских XX века и 57 подвижников веры и благочестия. Всего поименно было прославлено 1154 подвижника. (До 2000 года был прославлен Cвятейший Патриарх Тихон, на Архиерейских соборах 1992 года — 7 человек, 1994 года — 3 человека, 1997 года — 3 человека). Вместе с поименным прославлением подвижников, чей подвиг уже изучен, Архиерейский Собор совершил прославление всех за Христа пострадавших новомучеников и исповедников Российских XX века, пока неизвестных людям, но ведомых Богу.

Поскольку пострадавших за веру Христову в XX веке несоизмеримо больше, то отцы Собора постановили совершать поименное включение в состав уже прославленного Собора Новомучеников и Исповедников и в послесоборное время по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых. Процесс агиографических изысканий и прославления продолжается поныне и будет продолжен в будущем. На заседании Священного Синода 24 декабря 2010 года в сонм новомучеников включено имя еще одного святого: таким образом на конец 2012 года в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской XX века поименно канонизировано 1776 человек.

Освященный Архиерейский Собор, который состоялся в Москве 2-3 февраля 2016 года, определил благословить для общецерковного прославления следующих святых, ранее канонизированных Русской Зарубежной Церковью:

страстотерпца праведного Евгения врача (Боткина), принявшего страдания вместе с царской семьей в Ипатьевском доме (†1918, память 4 / 17 июля);

святителя Ионы, епископа Ханькоуского, совершавшего свое архиерейское служение в Маньчжурии с 1922 года и до своей кончины (†1925, память 7 / 20 октября);

священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним пострадавших мучеников многих, принявших мученические венцы в 1900 году в Пекине (память 10 / 23 июня).

Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы не была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасется» (Мк. 13:13), — говорит Христос. Испытывая натиск зла и неправды, победить которые для отдельного человека оказывалось невозможным, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живого, Его реальное присутствие в глубинах человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями — не по силе, а по благодати.

ТРОПАРЬ
Новомученикам и Исповедникам Российским

Днесь радостно ликует Церковь Русская, / яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: / святители и иереи, / царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, / преподобныя мужи и жены / и вся православныя христианы, / во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия / и кровьми Истину соблюдшия. / Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, / страну нашу в Православии сохрани / до скончания века.

Все той же Небо дышит синью,
Над чернотой земной паря.
Еще не раз встряхнет Россию
Судьба последнего Царя.

Еще вернется все сторицей,
И пышная чреда торжеств
Нам не поможет откупиться
И память сжечь.

Мы строим храм, а воздаянье
Помедлит пусть…
Но что он, если покаянья
Не знает Русь!?